Решили выбрать популярную специальность, и думаете, что в других нет ничего нового и интересного? А ведь это совсем не так. В любой специальности, будь она популярной или не очень, востребованной или отсталой кипит жизнь (как и в любой сфере жизнедеятельности).
Повсеместное желание получить популярную специальность не укладывается в голове, видимо тут, что-то не так. Задумайтесь. Почему большинство людей хотят получить одинаковую специальность, не странно ли это? Так что же заставляет нас выбирать ту или иную специальность?
Скованность своей мысли
Все хотят получить специальность и именно популярную – а соответственно пойти в ногу со всем строем. А ведь строй идет туда, куда нужно тому, кто управляет строем, а не отнюдь не индивидууму. Люди не желают думать (хотя это делать все равно придется, вам же нужно будет работать, а значит и думать) о выборе своей жизни о выборе своей профессии.
Приняв решение, в какой среде и в каком строю вам идти (естественно в популярном), задумайтесь, а разве работа банковского служащего обязательно связана с финансами?
Если вы хотите большой популярности всегда, значит, вы рассматриваете это как защиту, а от чего-то? А от чего?
Если человек не хочет быть неизвестным, то, возможно, известность для него – это доказательство собственного существования?
А что если, стремящиеся к престижу люди хотят, чтобы «visit card» известной профессии разрешала им никому, никогда и ничего не доказывать?
Мы не ответим на эти вопросы за Вас. Внутри каждого из нас есть все ответы. Нужно остановится и услышать их. Но несколько важны фактов все же стоит привести.
Факты
Руководители многих вузов(престижных) утверждают, что студенты экономисты в 80 процентов случаях не владеют эконометрикой, статистикой и не понимают как работать с данными, а уж на юристов совсем ополчились. Восемьдесят юристов из ста не компетентны в своей профессии и не могут работать по специальности.
Ну и наконец, 75 процентов выпускников работает вовсе не по своей специальности.
Все выше и выше. Погоня за звездой.
Все хотят самую лучшую и конечно самую высокооплачиваемую профессию. И тут нам поможет, конечно же, рейтинг.
И не секрет, что рейтинги бывают разными. Относительно недавний опрос портала «……»(не реклама) показал, полную картину по ошибочному образованию. Так вот обладатели титулов и званий «звезда» признаются, что напрасно потратили время, получая, во-первых, образование гуманитария, а во-вторых, маркетолога и пиарщика. Причина – в несоответствии знаний, почерпнутых из лекций, потребностям работодателей, а довольны своей профессией экономисты, и менеджеры. После наступления кризиса, особенно ценится в этих профессиях возможность выполнять творческую работу.
Приводить статистику готовности абитуриентов по непопулярным специальностям, нет смысла, она и так общедоступна. Самые низкие баллы именно по не популярным специальностям.
Абсолютно «белых» воротничков не бывает
Помните как в той песне о службе, что она опасна и трудна, и как будто не видна. А ведь и вправду не видна на первый взгляд, и это относится абсолютно к любой профессии. А ведь так все гладко и чисто с первого взгляда. Но ведь на любой, абсолютно любой работе есть свои подводные камни и трудности.
Многие из учащихся в старших классах мечтают о люксе на работе, и представляют себе крутого офисного работника из любимого кинофильма. Представляют это так, аж дух захватывает, и ведь неплохо это. А наберите в Яндексе или любом другом поисковике самых ярких представителей той или иной профессии. И внимательно изучите его лицо. Сохраняется четкое желание быть круче? Сохраните себе эту картинку или видео, и попробуйте найти людей, тоже ярких в своей профессии, но других довольных и жизнерадостных. Может вот на что стоит обращать внимание.
Но все же давайте вспомним одну из трех составляющих «вечное», то на что можно смотреть бесконечно долго. Физический труд. Почему на физический труд как на магнит можно, да и с удовольствием смотреть долго и упорно, а на офисных работников не то чтоб смотреть, их не отличишь одного от другого. Получается, смотреть нужно, не на внешнее проявление многообразии, а на внутреннее отображение сущего и задумываться при выборе.
Рекомендуем смотреть на 360 градусов
Что же делать, если голова забита мыслеобразом о деньгах, славе и популярности?
Все просто, как всегда, вы можете подумать о том, что есть такая наука, которая изучает «феномен популярности». И как же грамотно построена дорожка в вашем уме, на продвижение той или иной специальности.
Если же вы твердо уверены, что это ваш выбор, прочтите элементарные книги по рекламе и пиару. После этого вы точно сможете определить, это психологи и нефтяники искренне рекламируют, как им нравится работать, или это командир, который руководит строем «пиарит» своих любимчиков. «Нефтегазовое дело» или «Международные отношения» это они популярные специальности или их так рекламируют?
Неплохо прочитать труды деятелей театра «о работе актера над ролью» – в общем, углубиться в театральное дело, ведь вам предстоит всю жизнь быть, по сути, актером в любой популярной профессии – и будете им до тех пор, пока не узнаете об этой профессии существенно больше. И совсем уж не хотели б встречаться с подобным человеком маской.
В общем, необходимо, как минимум иметь представление о таких понятиях как реклама, связи с общественностью, паблисити, лоббирование, промывание мозгов, агитация, пропаганда, демагогия и сарафанное радио. Сейчас вы думаете, что все эти термины не имеют отношения к сфере профориентации. И напрасно. Имеют.
Можете ответить себе честно, вы сами выбрали для себя профессию на всю жизнь, вам не навязали самую «топовую» специальность? Начните с малого, определите, свои потребности, и свою внутреннюю жажду деятельности. Ведь наверняка есть то, что вы любите делать с особой любовью, соотнесите это с возможной профессией которой нужно учиться в вузе, а ведь их несколько тысяч. И возможно ничего не найдется. А ведь совсем не правильно ограничивать свободу выбора в любом возрасте, и закрывать массу возможностей. Профориентацию необходимо определять, даже если вы точно выбрали специальность и профессию, и тем более если еще не определились.
Комфорт, слава и специализация
Когда вы работаете на конкретной работе в конкретной должности, от вас требуется знания для более точной специализации внутри её. И это не зависит от того нравится вам специализация или нет, просто так удобнее.
В любой профессии слава и комфорт – это не одно и то же. Известные комментаторы вполне могут работать в горячих точках, например. А юристы бывают, в том числе и сотрудниками полиции, и судьями. Но если вам непременно нужен комфорт на работе и вы хотите сберечь силу и нервы для семьи, то изучите какие бывают банкиры (политики, режиссеры и т.п.); наверняка вы найдете тех кто не рискует каждый день и не нервничает.
Возьмем две профессии кассира или инкассатора, вроде бы относящиеся к популярной группе экономических профессий, но сами по себе они не популярны. Вообще человеческие занятия внутри каждой из групп профессий популярны неодинаково, справедливо ли это?
Что делать
И мы вовсе не отговариваем поступать на престижные специальности, конечно, это странно выглядит после всего написанного выше. Просто трезвая оценка окружающего, не возвеличивание – а отношение к будущему делу жизни со знанием дела и с умом. Вникать. Имеет смысл изучить отечественные реалии выбранной профессии – просто читайте всё, что пишут о выбранной специальности, и ее зарубежный образ.
Важное о главном
Грустно, но факт, что формальная популярность профессий совсем не означает, что многое о них известно большому кругу читателей. Сколько бы выпускников не поступали в МГУ, это не откроет в вас ваш талант, и не раскроет его во всей красе. А вот если вы сами захотите его раскрыть – другое дело.
Здесь повезло не столько практическим и «денежным» профессиям, сколько чистой науке: сложилась целая школа ее популяризаторов. Поэтому, чтобы узнать больше об интересной вам популярной специальности, следует брать за образец то, как принято «интересно рассказывать» подрастающему поколению о той или иной научной области.
Популяризаторы науки ставят себе цель доходчиво говорить о науке. А профессия, занятость в которой, по слухам, обеспечена хорошей зарплатой, как бы вынуждена говорить сама за себя – и не всегда делает это внятно. Поэтому старайтесь сами прояснить для себя то, что вам неясно в отношении престижных профессий. Не скатываясь к примитивным представлениям, пытайтесь, напротив, уловить суть сложных моментов профессии, а для этого беседуйте со специалистами. Старайтесь найти таких профессионалов, которым действительно интересно работать.
Последняя тенденция – весьма часто появляющиеся сообщения о «нанотехнологиях». Тут и там и даже в песнях. Чаще, чем о чем-либо другом. Эксперты сходятся во мнении, что на самом деле в этих областях не больше открытий, чем в других научных областях. Вас наводит на размышление, в каком состоянии сейчас находится престижная профессия, интересующая вас, делаются ли там прорывы, открытия – или всё идет по старинке, и год от года ничего не меняется, даже зарплата.
Намного проще написать историю, о хорошо известной науке, чем заняться исследованиями в области неизведанного. Аналог с профессиями – легче узнать то, чем занимаются профессионалы из года в год, чем осветить ситуацию в той или иной профессии в условиях мирового кризиса.
Ну и напоследок, все знают о законе сохранении энергии, о силе Лоренца или силе тяжести Ньютона? Ведь этим наука не заканчивается. А ведь наши знания о наших специальностях зачастую не имеют и этого минимума, а соответственно, нам можно рассказывать любые байки и придумывать любые мифы о интересующих вас престижных профессиях. И именно вам предстоит понять, что под любым мифом открывается огромное информационное пространство, которое вы не увидите сразу, но именно вам придется его освоить при обучении по выбранной вами специальности. Так найдите сразу пространство, которое вам бы хотелось открыть для себя полностью.
«Дорогу осилит идущий» – Христос.